История христианских ритуалов: первоисточники и сравнительный анализ
Дариева Саида Абдурашитовна
Старший научный сотрудник-соискатель
Ташкентского исламского университета
В каждой религии или религиозном учении имеются свои ритуалы, помогающие раскрыть её значение и суть, доводящие до сознания своих верующих чувство близости с Создателем.
Как известно, христианство как религия сформировалась на рубеже первых столетий новой эры на территории, уже служившей родиной одной из древнейших монотеистических религий мира, иудаизму-Палестине. На тот момент Палестина и близлежащие к ней территории находились под владычеством Римской империи и соответственно испытали её влияние во многих сферах жизни, включая духовно-культурную и научную. Уже давно признан тот факт, что в современном христианстве можно проследить немало черт, позаимствованных у более древних религиозных верований.
Важно отметить тот факт, что позитивным для христианства фактором являлось то, что религия, пришедшая с Востока, могла рассчитывать, по меньшей мере, на всеобщий интерес. Главный соперник христианства, митраизм, получивший широкое распространение среди римских солдат, также имел восточное происхождение, проникнув через персидскую границу. Еще один соперник-манихейсво, также восходит к древнеперсидским религиозным представлениям. Изучавшие историю данных религий специалисты могут привести несколько фактов, которых христианство в несколько измененном виде позаимствовало у них.
Митра, первоначально высший ангел света и разума в зороастризме, со временем превращается в бога войны и дружбы, дав таким образом основание новой религии, всерьёз угрожавшей христианству, митраизму. Митра был рожден от непорочной девы, его мать, спасаясь от врагов, укрылась в пещере, где он и появился на свет 25-го декабря. Подобно тому как волхвы пришли поклониться младенцу Иисусу, жрецы Ахурамазды приходили с дарами на поклон новому владыке мира. Митра имел 12 постоянных спутников, подобно
апостолам Иисуса. День рождения Митры отмечался в качестве шумного народного праздника. Доисламская персидская традиция рассказывает, что Митра был распят на горе своими врагами, через 3 дня воскрес, напутствовал своих последователей и вознесся на небо, в божественное царство Ахурамазды.
Важнейшим источником по происхождению христианских ритуалов является древний и эллинистический Египет, Вавилон и соответственно Римская империя. История показывает, что в древнем Египте процветал
матриархат, не ослаблял он ни в эпоху фараонов, ни в период эллинизма. Ярким доказательством тому служит множество богинь, почитаемых как правителями, так и простым населением. Исида, богиня красоты и плодородия, Осирис, её постоянный спутник, бог умирающей и воскрешающей природы, их сын Гор, бог солнца, являли собой великую Фиванскую троицу. Их обычно изображали вместе, со священными нимбами вокруг голов. Атрибуты Исиды, роза и яблоко, превратились в символы Девы Марии.
В междуречье процветал культ Адониса (Таммуза), бога умирающей и процветающей природы. Адонис был растерзан диким вепрем, богиня Иштар (Ашторет) собрала его останки и похоронила возле пещеры, где он и воскрес через 3 дня. Аналогичная история повторяется в истории Исиды и Осириса, убитого своим родным братом, богом тьмы и пустынь Сетом. Некоторые исследователи сравнивают данный факт братоубийства с вероломством Иуды, предавшего Иисуса за 30 сребреников.
Последователи Митры собирались в специальных храмах, заброшенных шахтах и гротах, позже использованных христианами, для совершения таинств, весьма схожих с христианскими. Подобно им, митраисты причащались специальным хлебом и вином, символизирующими плоть и кровь Митры. Ритуал посвящения в последователи Митры состоял из чтения специальных молитв и окунания в воду. Данный ритуал весьма напоминает крещение в христианстве. Священники Митры носили широкие и длинные красные одеяния и соответствующие головные уборы, напоминающие одеяния католических священников.
Как известно, весной римляне устраивали гуляния-сатурналии, отмечая приход весны и празднуя пробуждение природы. Данный праздник посвящался богу Сатурну и римляне верили, что когда-то на земле царил золотой век, век Сатурна, когда не существовало рабства, не было хозяев и рабов. По верованиям римлян, празднование сатурналия могло приблизить ожидаемый
золотой век, в котором будут такие же правила, и будут жить только люди с чистыми сердцами и помыслами. В данной ситуации прослеживаются корни верований об ожидаемом золотом веке, распространенных в исламе, христианстве, иудаизме, а также зороастризме.
Среди веселых ритуалов, связанных с сатурналием, историки отмечают брызгание водой на прохожих, раздача подарков друзьям и близким. Как свидетельствуют Геродот и Квинт Курций Руф, «во время празднования сатурналиев матрона шла рядом с рабом в простой рубахе»[1]. Из этого можно
сделать вывод, что здесь проявляются отголоски классового равенства, столь ожидаемого в Небесном Царстве христианства.
Из вышеизложенных фактов можно сделать вывод, что христианские ритуалы имеют более древние корни, уходящие в митраизм, зороастризм и древнеримские верования. Целесообразным будет также вкратце изложить историю исповедания веры, крещения и богослужения в ранней церкви.
а) Известны случаи, когда во время гонений язычник неожиданно объявлял себя христианином. В этом случае мученическая смерть( крещение кровью) заменяло таинство водного крещения и всю предварительную подготовку. Общим же правилом для всех христиан было «Тайну цареву прилично хранить» и каждый новый член церкви допускался к святым тайнам только после достаточных наставлений в вере. Разумеется, со временем подготовка усложнилась и стала более дифференцированной. Первоначально исповедание веры могло быть сведено к одной фразе, сказанной сотником перед крестом «Воистину, он был Сын Божий».[2]Но чем более глубоко было разработано и богословски разъяснено учение, тем сильнее возникала необходимость придерживаться выработанных догматических установок.
б) В период подготовки к вступлению в церковь (катехизация) оглашаемые могли присутствовать лишь на первой части богослужения, но на само же евхаристическое таинство они не допускались. Появление многочисленных еретических учений и охлаждение религиозного пыла привели к тому, что церковь стала осторожней принимать новых членов. Короткое первоначальное время подготовки было продлено; теперь одним только посвященным полагалось знать все таинства и молитвы (символ веры, Отче наш, канон евхаристической литургии), сокровенный смысл выражений и символов. Крещение торжественно совершалось после приготовительного поста в ночь на Пасху или на пятидесятницу; крестили через погружение, по возможности в проточной воде, если нет, то через обливание водой, с начертанием знамения [3]
креста, во имя святой троицы. Некоторые надолго откладывали свое крещение, иногда даже до конца жизни, чтобы умереть, насколько это возможно, в состоянии совершенной чистоты; иные делали это просто по недостатку нравственной ответственности. О крещении детей почти нет свидетельств до 400 г. В Новом Завете об этом прямо ничего не говорится, но можно понимать как косвенное свидетельство рассказ о том, как «некто уверовал и крестился сам и все домашние его».
Важнейшим для понимания истории христианства является тот факт, что признавшие Иисуса Христа Мессией иудеи, хоть и образовали с апостолами новую общину, жившую своей отдельной жизнью, в остальном ни внутренне, ни внешне не отделяли себя от синагоги, признавая авторитет синедриона.4 Члены новой общины действительно ощущали себя истинными иудеями, понявшими суть своей веры глубже, чем их отцы, через Христа.
Таким образом, христианские ритуалы имеют глубокие исторические корни, уходящие в дохристианские религиозные культы и верования. Пройдя через исторические процессы и изменения, данные ритуалы были восприняты христианством в несколько видоизмененном варианте, естественно был изменен и первоначальный смысл. Изучения истории ритуалов поможет понять их первоисточник, истинную суть, а также процессы изменений и их значение на сегодняшний день.
Дариева Саида Абдурашитовна
Старший научный сотрудник-соискатель
кафедрыЮНЕСКО по религиоведению
и сравнительному изучению мыровых религий
Ташкентского исламского университета
При Кабинете Министров РУз
/>
[1] Геродот. История Рима.II-том
2Евангелие от Матфея, 27.54.
[3]Йозеф Лортц. История церкви. I–том.Москва. изд. «Христианская Россия». 1999.